ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СМЫСЛА И СМЫСЛООБРАЗОВНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Ханхараева Татьяна Робертовна , Горская Наталья Евгеньевна
2014 / Номер 3 [ Гуманитарные науки ]
Рассматривается одна из важных проблем современной психологии - проблема смысла и смыслообразования в учебном процессе. Обосновывается актуальность представленной темы. Определяются понятия «смысл», «смыслообразование». Раскрывается сущность смысла и смыслообразования в учебном процессе. Представлены различные точки зрения исследователей на данную проблему. Описываются подходы, в которых прослеживается смыслообразующее значение в учебном процессе. Делается вывод, что исходя из системы ценностей учащихся как исходной установки и направляющей учебный процесс, можно спрогнозировать спонтанные смыслообразования, а, следовательно, обогатить ценностные ориентации и все ценностные регуляции личнсти. Подчеркивается необходимость уделять особое внимание смысловой самоорганизации учащихся в соответствии с синергетическими закономерностями.
Ключевые слова:
личностный смысл,мотивы,смыслообразование учебный процесс,базовые ценности,синергетика,personal meaning,motives,meaning-making,educational process,basic values,synergetics
Библиографический список:
- Абакумова И. В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе: монография. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 479 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2007. - 528 с.
- Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего; пер. с англ. / М. Коул. - М.: Когнито-центр: Ин-т психологии, 1997. - 431 с.
- Леонтьев Д. А. Смысл и побудительная сила мотива / ред. Л. И. Анцыферова, Т. И. Артемьева, В. Г. Асеев // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности Ин-т психол. АН СССР. - М., 1988. - С. 47-51.
- Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности // Учен.зап. - Перм. пед. ин-та. - Пермь, 1970. - Т. 77. - Гл. 11. - С. 46-49.
- Столин В. В., М. Кальвиньо Личностный смысл: строение и форма существования в сознании // Вестник Московского университета. - Сер. 14. - Психология. - 1982. - № 3. - С. 22-34.
- Толмен Э. Когнитивные карты у крыс // История психологии (10-е -30-е гг. Период открытого кризиса): тексты. - 2-е изд.; под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждана. - М.; Изд-во МГУ, 1992, - С. 124-143.
- Уотсон Д.Б. Психология как наука о поведении // Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и общ. ред. А.А.Реан. - СПб: Питер, 2000. С. 149-165.
- Фрейд З. Лекции по введению психоанализа: в 3 т. - Т. 1. - М. - 1923. - 251 с.
- Фромм Э. Человек для себя. - Минск, 1995.
- Штерн В. Психология одаренности. - М.: Смысл, 1988.
- Юнг К. Конфликты детской души. - М.: Канон, 1995.
Файлы: