Молодежный вестник ИрГТУ (12+)
Поиск по сайту

Вежливость и её отражение в речи современной молодёжи

Максимова Диана Викторовна , Шипицина Яна Сергеевна , Туфанова Юлия Валерьевна

2020 / Том 10 № 2 2020 [ Гуманитарные науки ]

Данная работа посвящена анализу феномена вежливости, рассматриваемый феномен играет важную роль в успешном межличностном взаимодействии партнеров по коммуникации. Анализируются особенности использования формул вежливости в речи современной молодёжи в повседневных коммуникативных ситуациях. Функционирование лингвистической вежливости неразрывно связано с употреблением партнерами по общению определенных формул и выражений. На основании проведенного научного исследования были выявлены основные вербальные способы выражения вежливости, используемые молодыми людьми в реальной и виртуальной коммуникациях в настоящее время. Наблюдается тенденция к сокращению используемых формул вежливости в виртуальном пространстве при сохранении их значений. В статье анализируются функциональные особенности современной лингвистической вежливости с коммуникативно-прагматической точки зрения. Полученные данные позволили определить основные функции, выполняемые лингвистической вежливостью в регулировании межличностных отношений современной молодёжи. В частности, умелое применение участниками процесса общения формул вежливости говорит о наличии у них коммуникативной компетенции, которая помогает регулировать межличностное взаимодействие. Использование формул вежливости, по мнению большинства респондентов (85 %), способствует достижению социальной цели поддержания коммуникативного баланса между собеседниками, а также кооперативному, успешному и эффективному общению в целом.

Ключевые слова:

лингвистическая вежливость,вербальная коммуникация,этикет,молодёжь,кооперативное поведение,linguistic politeness,verbal communication,etiquette,youth,cooperative behaviour

Библиографический список:

  1. Туфанова Ю.В. Функциональные особенности лингвистической вежливости в коммуникативной ситуации извинения // Вестник ИрГТУ. 2014. № 2 (85). С. 316-321.
  2. Туфанова Ю.В. Этикетная единица «извинение» как регулятор речевого поведения общающихся // Социальная компетентность. 2017. Т. 2. № 1. С. 34-39. [Электронный ресурс]. URL: http://sociacom.istu.irk.ru/journals/2017/01 (28.01.2020).
  3. Wu J., Mattingly E., Kraemer P. Communication in virtual environments: The influence of spatial cues and gender on verbal behavior // Computers in Human Behavior. 2015. Vol. 52. P. 59. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0747563215004203 (28.01.2020).
  4. Halperin E., Tagar M.R. Emotions in conflicts: understanding emotional processes sheds light on the nature and potential resolution of intractable conflicts // Current Opinion in Psychology. 2017. Vol. 17. P. 94-98. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2352250X16302111 (28.01.2020).
  5. Brown P., Levinson S. Politeness: Some Universals in Language Usage. Cambridge: CUP, 1994. 345 p.
  6. Формановская Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход. М.: Русский язык, 2002. 216 с. [Электронный ресурс]. URL: https://litmy.ru/knigi/guman_nauki/176404-rechevoe-obschenie-kommunikativno-pragmaticheskiy-podhod.html (28.01.2020).
  7. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9772 (22.01.2020).
  8. Романова Г.В. Осколки ледяной души. М.: Эксмо, 2017. 320 с.
  9. Шилова Ю.В. Любовница на двоих, или История одного счастья. М.: Эксмо, 2018. 416 с.
  10. Рыжкова Т.С. Социокультурный аспект дружелюбия // Социальная компетентность. 2017. Т. 2. № 1. С. 29-33. [Электронный ресурс]. URL: http://sociacom.istu.irk.ru/journals/2017/01 (28.01.2020).

Файлы:

Язык
Количество скачиваний:131150