Специфика критического мышления
Рудых Лилия Геннадьевна
2021 / Том 11 №2 2021 [ Психологические науки ]
В статье отмечается, что в современной высшей школе главный акцент делается не только на общее получение информации, но и на творческое поисковое обучение, что, безусловно, требует от педагогов высшей школы новых методологических подходов, а также системного философского анализа, который, в свою очередь, помогает освоить специфику новых учебных курсов, например, таких как критическое мышление. Приводятся примеры из опыта работы Иркутского национального исследовательского технического университета. Критическое мышление является объективной потребностью любого человека и общества, именно с его помощью осуществляется принятие совместных коллективных решений, выраженных в дискуссиях с использованием аргументов, доказательств, способствующих объективному решению вопросов. Сделан вывод о том, что противоречие между возросшей потребностью современных студентов в использовании аргументированного критического анализа и утвердившейся с годами системой лекций, направленной лишь на передачу информации с полным отсутствием проблемных вопросов, требует своего скорейшего разрешения. Следствием использования студентами критического мышления является создание рефлективных гипотез, диалектического объективного анализа, позволяющего применять основные категории диалектики на практике.
Ключевые слова:
критическое мышление,аналитическое мышление,рефлексивные гипотезы,догматичные концепции,инновации
Библиографический список:
- Рудых Л.Г. Дистанционное обучение в вузе: проблемы и перспективы // Молодёжный вестник ИрГТУ. 2020. Т. 10. № 2. С. 158-162. [Электронный ресурс]. URL: http://xn--b1agjigi1ai.xn--p1ai/journals/2020/02/articles/27 (26.04.2021).
- Халперн Д., Нафтульев А.И. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. 512 с.
- Гущин Ю.Ф., Смирнова Н.В. Оценка уровня развития критического мышления учащихся // Психология и методология образования [Электронный ресурс]. URL: https://psyhoinfo.ru/obsuzhdenie-problem-i-razrabotok-svyazannyh-s-realizaciey-trebovaniy-standarta-obrazovaniya-fgos-k-lichnostnym-i-metapredmetnym-rezultatam-obuchayushchihsya/otsenka-urovnya-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-uchaschihsya (26.04.2021).
- Загашев И.О., Заир-Бек С. Критическое мышление: технология развития // StudFiles [Электронный ресурс]. URL: https://studfile.net/preview/3117381/ (26.04.2021).
- Агапов И.А. Учимся продуктивно мыслить. М.: Про-Пресс, 2001. 48 c.
- Лау Дж.У. Введение в критическое мышление и теорию креативности. М.: Эксмо, 2017. 368 с.
- Авдеева И.М. Критическое мышление как системный фактор непрерывного образования // Постметодика. 2011. № 2.
- Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление // Методист. 2002. № 2. С. 30-35. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sites.google.com/site/kniznaapolkavmk/mustavinskaa-i-v-tehnologia-razvitia-kriticnogo-myslenia (24.04.2021).
- Чатфилд Т. Критическое мышление: Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение. М.: Альпина Паблишер, 2019. 295 с.
- Шредер-Солнье Д. Сила парадокса. Лучшие бизнес-решения на стыке противоречивых идей. СПб.: Питер, 2015. 240 с.
Файлы: