Молодежный вестник ИрГТУ (12+)
Поиск по сайту

Урок-экскурсия как нестандартный вид обучения русскому языку как иностранному (на примере экскурсии в иркутский нерпинарий)

Карпец Екатерина Владимировна , Петрова Наталия Александровна

2021 / Том 11 №3 2021 [ Филология ]

В статье представлено описание оригинального урока-экскурсии в иркутский нерпинарий. Данный урок разработан в рамках коммуникативного подхода, который в настоящее время является ведущим при изучении русского языка как иностранного. Проведение нестандартных уроков способствует наиболее активному формированию у инофонов речевых навыков, в первую очередь навыка говорения. Среди нестандартных типов внеаудиторных занятий особое место занимают уроки-экскурсии, так как они нацелены не только на развитие коммуникативной, но и лингвокультурологической компетенции. Предлагаемый урок-экскурсия предназначен для иностранных слушателей подготовительного отделения, владеющих русским языком на элементарном и базовом уровне. Структура урока состоит из трёх этапов: подготовительный этап, включающий в себя работу с текстом и создание студентами собственного речевого продукта; экскурсия, в ходе которой студенты представляют друг другу свои доклады, а также участвуют в интерактивах на базе иркутского нерпинария; заключительный этап, на котором происходит обсуждение проведённого мероприятия. Предполагается, что данный урок будет способствовать совершенствованию речевых навыков иностранных слушателей в реальных условиях общения, ускорит процесс аккультурации инофонов и повысит общий уровень их мотивации.

Ключевые слова:

русский язык как иностранный,коммуникативная компетенция,урок-экскурсия,нестандартный урок

Библиографический список:

  1. Ефремова М.А., Королева И.А. Нестандартный урок грамматики русского языка как иностранного (в методическую копилку преподавателя РКИ) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 5. С. 59-65.
  2. Потураева Е.А., Капелюшник Е.В. Применение интерактивных видов обучения при формировании коммуникативной компетенции иностранных учащихся (на примере уроков-экскурсий) // Фундаментальные исследования. 2014. № 12-5. С. 1098-1100.
  3. Абиева Н.М., Шестухина И.Ю. Об адаптации к чужой языковой среде (из опыта преподавания русского языка как иностранного в АГМУ) // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1. С. 433-434.
  4. Белихина Е.Н. Организация и проведение экскурсии как одного из видов нетрадиционных уроков в процессе обучения РКИ на подготовительном факультете (на примере урока, посвященного теме московского метро) // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: материалы V Междунар. науч.-метод. конф. (г. Воронеж, 25-27 января 2018 г.). Воронеж: Научная книга, 2018. С. 8-12.
  5. Вьюгина С.В. Практико-ориентированный подход при обучении русскому языку иностранных студентов // Язык в образовательном пространстве неязыкового вуза: теория и практика: материалы II Всероссийской науч.-практ. конф. (г. Новосибирск, 18-19 апреля 2019 г.). Новосибирск: НГТУ, 2018. С. 247-253.
  6. Кулик А.Д. Этапы и уровни владения русским языком как иностранным и место начального этапа обучения // Российский научный журнал. 2013. № 2 (33). С. 137-143. [Электронный ресурс]. URL: http://moyuniver.net/etapy-i-urovni-vladeniya-russkim-yazykom-kak-inostrannym-i-mesto-nachalnogo-etapa-obucheniya (01.06.2021).
  7. Курьянова С.А. Особенности обучения русскому языку как иностранному без опоры на язык-посредник или родной язык учащихся // Научный форум: педагогика и психология: материалы VI Междунар. заочной науч.-практ. конф. (г. Москва, 06-16 апреля 2017 г.). М.: МЦНО, 2017. С. 28-34.
  8. Митрофанова О.Д. Традиционное и новое в методике преподавания русского языка как иностранного // Язык и культура в филологическом вузе. Актуальные проблемы изучения и преподавания: сб. науч. трудов. М.: Филоматис, 2006. С. 181-189.
  9. Сосунова Т.И., Яковлева Е.А. Урок-экскурсия как один из видов нетрадиционного обучения (на примере экскурсии на озеро Байкал) // Меридиан. 2020. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://meridian-journal.ru/site/article?id=2868 (08.06.2021).
  10. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 288 с.

Файлы:

Язык
Количество скачиваний:35724