Поликультурная компетентность студента вуза
Кияновская Людмила Фёдоровна , Степаненко Анастасия Андреевна
2021 / Том 11 №3 2021 [ Педагогические науки ]
Статья посвящена вопросам формирования и совершенствования поликультурной компетентности студентов региональных вузов как основы гармонизации сосуществования в университетском образовательном пространстве различных национальных культур. В работе выделены основные показатели поликультурной компетентности, на их основе экспериментально определён уровень её сформированности у студентов разных национальностей, обучающихся на первом курсе ИРНИТУ. Даётся детализированная интерпретация полученных результатов. Обращается внимание на повышенный уровень недоверия иностранных студентов к окружающей их среде, что объясняется низким уровнем владения русским языком и дефицитом лингвокультурологических знаний о жизни в России. Обосновывается необходимость нагрузки специальной внеаудиторной работы со студентами, направленной на закрепление и совершенствование поликультурной компетентности студентов первого курса. Даются рекомендации для проведения внеаудиторной работы в указанном направлении, в частности раскрывается воспитывающий потенциал таких форм, как кинолекторий, дни культуры, посвящённые народам, представители которых обучаются в данном вузе.
Ключевые слова:
этнокультурная идентификация личности,гражданская идентификация,ксенофобия,лингвокультурологическая информация
Библиографический список:
- Матис В.И. Поликультурное образование в современном обществе: монография. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ин-та культуры, 2016. 307 с.
- Джуринский А.Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме. М.: Юрайт, 2017. 252 с.
- Калимуллин А.М., Закирова В.Г., Камалова Л.А. Подготовка мультикультурного учителя в странах Европы, США, Канаде и Австралии: монография: в 2 ч. Ч. 2. Казань: Отечество, 2017. 133 с.
- Харина И.В. Региональные особенности формирования поликультурной компетентности иностранных студентов в образовательном пространстве российского дальневосточного вуза // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. С. 478. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18829427 (30.04.2021).
- Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово/Slovo, 2000. 262 с.
- Закирова В.Г., Камалова Л.А. Теории и технологии мультикультурного образования: монография: в 2 ч. Ч. 1. Казань: Отечество, 2016. 132 с.
- Супрунова Л.Л., Свиридченко Ю.С. Поликультурное образование. М.: Академия, 2013. 240 с.
- Бердичевский А.Л., Гиниатуллин И.А., Лысакова И.П., Пассов Е.И. Методика межкультурного образования средствами русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 2011. 184 с.
- Гайсина Л.Ф. Готовность студентов вуза к общению в мультикультурной среде и ее формирование: монография. Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. 113 с.
- Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. М.: Экзамен, 2002. 448 с.
Файлы: