Молодежный вестник ИрГТУ (12+)
Поиск по сайту

Категория залога и залоговые отношения русских глаголов как учебный материал в учебнике «Дорога в Россию» (элементарный уровень)

Карпец Екатерина Владимировна , Петрова Наталия Александровна

2021 / Том 11 №4 2021 [ Филология ]

В статье рассматривается проблемный участок в изучении русского языка как иностранного - категория залога глагола. Выявляются основные трудности, возникающие у инофонов при знакомстве с данной темой. Анализируется способ подачи и закрепления грамматического материала на примере первой части учебного комплекса «Дорога в Россию». В результате сквозного анализа определяются основные аспекты представления о залоге, формированию которых уделяют внимание авторы учебника, а также приводятся комментарии и дополнения ко всем материалам, так или иначе связанным с залоговыми отношениями. В результате делается вывод о несистемности в подаче информации и о недостаточной представленности глагольных форм, контекстов, упражнений, что может помешать выработке у студентов целостного представления о категории залога. Выдвигается предложение об усовершенствовании имеющихся материалов и добавлении к ним дополнительных новых заданий. Предлагаются дифференцировочные и речевые упражнения, которые направлены не только на закрепление навыка употребления залоговых форм русского глагола, но и на приращение знаний об этом проблемном явлении. Как представляется, разработанные упражнения позволят иностранным слушателям глубже понять и эффективнее усвоить данную грамматическую тему.

Ключевые слова:

категория залога,действительный залог,страдательный залог,переходные глаголы,возвратные глаголы,русский язык как иностранный,«Дорога в Россию»

Библиографический список:

  1. Русская грамматика: Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология / под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Наука, 1980. [Электронный ресурс]. URL: http://lukashevichus.info/knigi/russk_gramm_sl_shvedova_1.pdf(20.09.2021).
  2. Саляхов З. И. Основные концепции залоговой проблематики в лингвистике//Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6 (31). С. 284-287. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/14635700(20.09.2021).
  3. Бондарко А. В., Буланин Л. Л. Русский глагол. Л.: Просвещение, 1967. 190 с.
  4. Бондарко А. В. К определению понятия «залоговость». Активность и пассивность // Теория функциональной грамматики. Персональность. Залоговость. СПб.: Наука, 1991. С. 125-179.
  5. Борисенко Т. Л. Из опыта работы с видами глагола в практике преподавания РКИ // Современный взгляд на науку и образование: сб. научных статей. М., 2019. Ч. 2. С. 133-136.
  6. Вьюгина С. В. Практико-ориентированный подход при обучении русскому языку иностранных студентов // Язык в образовательном пространстве неязыкового вуза: теория и практика: материалы II Всеросс. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2019. С. 247-253.
  7. Кулик А. Д. Этапы и уровни владения русским языком как иностранным и место начального этапа обучения//Российский научный журнал. 2013. № 2 (33). С. 137-143. [Электронный ресурс]. URL: http://moyuniver.net/etapy-i-urovni-vladeniya-russkim-yazykom-kak-inostrannym-i-mesto-nachalnogo-etapa-obucheniya (01.09.2021).
  8. Махмудов У. Р. О категориях вида и залога в русском языке и их учёт при обучении студентов национальных групп русской речи // Молодой ученый. 2021. № 29 (371). С. 47-49.
  9. Сидорова А. Е. Использование совокупности методов в процессе обучения студентов иностранным языкам // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 2. С. 70-72.
  10. Стародумов И. В. Опыт методики преподавания русского языка как иностранного // Педагогика высшей школы. 2017. № 2 (8). С. 122-125.
  11. Храковский В. С. Пассивные конструкции // Типология пассивных конструкций: диатезы и залоги. Л.: Наука, 1974. С. 5-45.

Файлы:

Язык
Количество скачиваний:132113