Молодежный вестник ИрГТУ (12+)
Поиск по сайту

Новый экзистенциализм

Захаренко Анатолий Владимирович , Молокова Лада Владимировна , Михайлов Михаил Михайлович

2022 / Том 12 №1 2022 [ ПСИХОЛОГИЯ ]

В статье затрагиваются проблемы экзистенциализма, явления разнообразного и противоречивого. Это огромное культурное философское направление, представления о котором весьма мозаичны. Термин принадлежит Кьеркегору - датскому философу первой половины ХIХ века. Экзистенциализм - философское течение, изучающее человека, его внутренний мир, смысл жизни. Название происходит от латинского слова экзистенция (существование). Экзистенциализм как философское течение, изучающее внутренний мир человека, оказался разделённым на два направления вследствие разных взглядов учёных на проблему сознания. Исторически в мире существовали две противоборствующие концепции: религиозная и атеистическая, в соответствии с которыми оказался дуален и экзистенциализм: религиозный и атеистический. Религиозная линия идет от Кьеркегора. В ХХ веке она поддерживается немецкими экзистенциалистами - Хайдеггером, Ясперсом. Безрелигиозный экзистенциализм - французский. Это Сартр, Симона де Бовуар, Камю. Сильную традицию религиозного экзистенциализма создали русские экзистенциалисты начала ХХ века - Лев Шестов и Николай Бердяев. Поскольку предметом исследований экзистенциализма является внутренний мир человека, дальнейшее развитие этого направления в науке невозможно отделить от изучения сознания мироздания вообще и сознания человека в частности. Существует две исторически сложившиеся основные концепции происхождения сознания, разделившие классический экзистенциализм на два течения - религиозный и атеистический. В статье даётся анализ этих концепций, делается попытка их обобщения, позволяющая объединить оба направления на новом витке спирали развития философской мысли.

Ключевые слова:

экзистенциализм,Вселенная,бытие,религиозные концепции,атеистические концепции,сознание,материя,энергия,информация

Библиографический список:

  1. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, Душа и тело. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1997. 137 с.
  2. Баканурский Г. Д. и др. История и теория атеизма. М.: Мысль,1987. 475 с.
  3. Алиева Б. Вера или знание? Проблема соотношения веры и разума в мусульманской философии. Махачкала: Дагестанское книжное изд-во, 1988. 128 с.
  4. Муфтик М. Современные революционные теории о происхождении жизни и священный Коран. Исламик ревью энд эрэб эффэаз,1969. Т. 57. №1. С. 10 (на англ. яз.).
  5. Паривер Али. Изучение религии с позиции науки. Тегеран, 1974. Т. 1. С. 223 (на англ.яз).
  6. Казибекова Г. К. Реформаторские идеи в исламе и массовом религиозном сознании // Международный научный журнал «Информационная наука». 2017. № 2.
  7. Рыбчак Е. А., Бутенко Н. А. Кьеркегор: стадии человеческого развития // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2016. № 6 (3). С. 102-104.
  8. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 10. М.: Изд-ство Академии наук СССР, 1959. С. 26.
  9. Река Е. В. Абсурдность мира и человеческого существования в концепции Альбера Камю // Молодой ученый. 2013. № 9 (56). С. 484-487.
  10. Zakharenko A., Molokova L. Developing a generalized (polyscientific) concept of a recognition evolution // Slovak international scientific journal. 2020. Vol. 3. No. 39. С. 35-48.

Файлы:

Язык
Количество скачиваний:35724