Молодежный вестник ИрГТУ (12+)
Поиск по сайту

Эмоциональные компоненты стрессоустойчивости студентов вуза

Сердюков Артем Александрович , Финогенко Елена Ивановна

2022 / Том 12 №1 2022 [ ПСИХОЛОГИЯ ]

Статья посвящена проблеме исследования эмоциональных ресурсов стрессоустойчивости студентов вуза. Рассматриваются концептуальные подходы к понятиям: стресс, стрессоустойчивость, ресурсы стрессоустойчивости, эмоциональный компонент стрессоустойчивости. Учебная деятельность нoсит стрессoгенный характер, требует напряжения адаптационных механизмов. У студентов происходит накопление усталости, нарастание тревожных и фрустрационных переживаний, наблюдается снижение настроения, особенно к концу учебного года, в периоды экзаменационных сессий. Учебный стресс связан с эмоциональными переживаниями в конфликтных жизненных ситуациях, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение социальных или биологических потребностей. Стрессоустойчивость определяют как совокупность личностных качеств, позволяющих человеку преодолевать значительные психоэмоциональные нагрузки в трудных жизненных ситуациях. Компонентами стрессоустойчивости являются кoгнитивные, пoведенческие, эмoциoнальные и мoтивациoннo-вoлевые кoнструкты, которые актуализируются при возникновении сложных, стрессoгенных условий в жизни человека. В настоящей статье описаны результаты исследования особенностей эмоциональной сферы, обеспечивающих стрессоустойчивость студентов вуза. Выделены группы с разным уровнем подверженности стрессу. Показано, что студенты, имеющие сниженную стрессоустойчивость, проявляют нервно-психическую неустойчивость, склонность к депрессивным состояниям, выраженную тревожность, эмоциональную возбудимость, раздражительность, агрессивность, повышенную эмоциональную лабильность. Для учащихся с высоким уровнем стрессоустойчивости характерны эмоциональная уравновешенность, нервно-психическая устойчивость, низкий уровень невротичности, раздражительности и агрессивности, стабильность эмоционального состояния, самоконтроль.

Ключевые слова:

стресс,эмоциональный стресс,стрессоустойчивость,ресурсы стрессоустойчивости

Библиографический список:

  1. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР-СЭ, 2006. 236 с.
  2. Лазарус Р. С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. М., 1989. С. 121-126.
  3. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 2002.
  4. Бодров В. А. Проблема преодоления стресса. Ч.З. Стратегии и стили преодоления стресса // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 3. С. 106-116.
  5. Бодров В. А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 4. С. 32-44.
  6. Куликов Л. В. Стресс и стрессоустойчивость личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 1. Ч. 1. СПб., 1995. С. 21-25.
  7. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с.
  8. Реан А. А., Баранов А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 18-21.
  9. Капитоненко Н. В. Эмоциональная регуляция поведения: области изучения, компоненты и функции // Изд-во Московский городской психолого-педагогический университет, 2018. С. 267-273.
  10. Хазова С. А. Эмоциональные ресурсы совладающего поведения // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 1. Том II. С. 293-297.
  11. Юматов Е. А., Кузьменко В. А., Бадиков В. И. и др. Экзаменационный эмоциональный стресс у студентов // Физиология человека. 2001. Т. 27. № 2. С. 104-111.
  12. Финогенко Е. И. Эмоциональные и вегетативные компоненты психического здоровья студентов вуза // Вестник ИрГТУ. 2013. № 8. С. 116-119.
  13. Финогенко Е.И. Вегетативные нарушения как критерий дезадаптивных состояний студентов вуза// Вестник ИрГТУ. 2015. № 4. С. 341-344.
  14. Смолянинова А. А. Стресс как причина психосоматических расстройств у студентов вуза. но // Молодежный Вестник ИрГТУ. 2015. №1.

Файлы:

Язык
Количество скачиваний:131690