Сердюков Артем Александрович , Финогенко Елена Ивановна
2022 / Том 12 №1 2022 [ ПСИХОЛОГИЯ ]
Статья посвящена проблеме исследования эмоциональных ресурсов стрессоустойчивости студентов вуза. Рассматриваются концептуальные подходы к понятиям: стресс, стрессоустойчивость, ресурсы стрессоустойчивости, эмоциональный компонент стрессоустойчивости. Учебная деятельность нoсит стрессoгенный характер, требует напряжения адаптационных механизмов. У студентов происходит накопление усталости, нарастание тревожных и фрустрационных переживаний, наблюдается снижение настроения, особенно к концу учебного года, в периоды экзаменационных сессий. Учебный стресс связан с эмоциональными переживаниями в конфликтных жизненных ситуациях, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение социальных или биологических потребностей. Стрессоустойчивость определяют как совокупность личностных качеств, позволяющих человеку преодолевать значительные психоэмоциональные нагрузки в трудных жизненных ситуациях. Компонентами стрессоустойчивости являются кoгнитивные, пoведенческие, эмoциoнальные и мoтивациoннo-вoлевые кoнструкты, которые актуализируются при возникновении сложных, стрессoгенных условий в жизни человека. В настоящей статье описаны результаты исследования особенностей эмоциональной сферы, обеспечивающих стрессоустойчивость студентов вуза. Выделены группы с разным уровнем подверженности стрессу. Показано, что студенты, имеющие сниженную стрессоустойчивость, проявляют нервно-психическую неустойчивость, склонность к депрессивным состояниям, выраженную тревожность, эмоциональную возбудимость, раздражительность, агрессивность, повышенную эмоциональную лабильность. Для учащихся с высоким уровнем стрессоустойчивости характерны эмоциональная уравновешенность, нервно-психическая устойчивость, низкий уровень невротичности, раздражительности и агрессивности, стабильность эмоционального состояния, самоконтроль.
Ключевые слова:
стресс,эмоциональный стресс,стрессоустойчивость,ресурсы стрессоустойчивости
Библиографический список:
Файлы: