Молодежный вестник ИрГТУ (12+)
Поиск по сайту

К вопросу преподавания русского языка как иностранного в российских вузах

Молокова Лада Владимировна , Алиев Эмиль Курбан оглы

2022 / Том 12 №2 2022 [ ФИЛОЛОГИЯ ]

Статья посвящена вопросу обучения русскому языку как иностранному в российских вузах. В настоящее время это особенно актуально, так как преподаватель, как проводник культуры, духовных ценностей, образа жизни должен взять на себя ответственность за формирование у иностранных студентов уважительного отношения к русскому языку и России в целом, а также делая всё для того, чтобы русский язык стал инструментом интеграции молодых людей в российский социум. В условиях общемирового кризиса (политического, экономического, культурного), грозящего перерасти в новую мировую войну, в России тем не менее стабильно возрастает число иностранных студентов. Это объясняется достаточно высоким качеством получаемого образования и его относительно невысокой стоимостью. Появившаяся тенденция позволяет через целенаправленное воздействие педагога на сознание обучающихся сформировать у них соответствующую пророссийскую жизненную позицию, которая в дальнейшем обеспечит расширение границ «русского мира» на планете. Таким образом процесс обучения объединен с воспитательным. Но для этого преподаватель РКИ, образно говоря, должен находиться на стыке нескольких культур: своей и обучающихся, соединяя все лучшее, что в них накоплено. Опираясь на знание истории и традиций, действуя личным примером, педагог закладывает основу для продолжения контактов с обучаемыми при продолжении ими образования в России, или во время работы по специальности на родине. Отслеживание продвижения бывших студентов по карьерной лестнице и обучение их детей в российских вузах, расширяет процесс русской культурной «экспансии», делает его самовоспроизводящимся и, что особенно важно, необратимым. Исследования в этом направлении будут продолжены.

Ключевые слова:

русский язык как иностранный,методика преподавания,вузы России,воспитательный потенциал

Библиографический список:

  1. Чеха В. В. Организация обучения иностранных граждан по программам высшего образования за счет бюджетных средств на территории России // Наука и Школа. 2016. № 6. С. 31-40.
  2. Пацукевич О. В. Международная учебная миграция иностранных студентов на примере России: исторический аспект // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. 2019. № 2. С. 286-289.
  3. Краснова Г. А. Продвижение образовательных услуг российских вузов на зарубежные рынки. М.: РАНХиГС, 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://docplayer.ru/80885447-Prodvizhenie-obrazovatelnyh-uslugrossiyskih-vuzov-na-zarubezhnye-rynki.html. (07.04.2022).
  4. Калло Е. А. Иностранные студенты в России: кто и зачем приезжает в страну. [Электронный ресурс]. URL: https://wwww/ucheba.ru/article/2895. (08.04.2022).
  5. Ключевский В. О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. Москва: Изд-во: Мысль, 1993. С. 416.
  6. Смолеусова В.С. Поддержка интереса к знаниям - как сформировать мотивацию учения? // Народное образование. 2014. № 8. С. 162-167.
  7. Попова И. М. Если ваш студент - иностранец: в помощь преподавателям, работающим с иностранными студентами: сборник статей с приложениями. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2005. 51 с.
  8. Сухомлинский В. А. 100 советов учителю. Изд-во: Советские учебники, 2021. С. 272.
  9. Шабдарова Н. Г. Организация воспитательного процесса на занятиях по русскому языку как иностранному // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 2. С. 44-48.
  10. Абдулкашапова Ф. А, Бронская В. В. и др. Стратегии организации обучения и адаптации иностранных студентов // Казанский педагогический журнал. 2020. № 5. С. 113-118.

Файлы:

Язык
Количество скачиваний:142187