Молодежный вестник ИрГТУ (12+)
Поиск по сайту

Обучение чтению на уроках русского языка как иностранного. Работа с рассказом С. Г. Козлова «Разрешите с вами посумерничать»

Карпец Екатерина Владимировна , Петрова Наталия Александровна

2022 / Том 12 №2 2022 [ ПЕДАГОГИКА ]

Чтение - репродуктивный вид речевой деятельности, которому на занятиях по русскому языку как иностранному традиционно уделяется большое внимание. Формирование у иностранных студентов навыков в области чтения способствует развитию письма, разговора и аудирования. Обучение включает изменения в лучшую сторону навыков понимания, извлечения и интерпретации информации, содержащейся в письменном тексте. Преподаватель проводит отбор текстов, опираясь на такие критерии как уровень владения аудиторией русским языком, цели и задачи урока, индивидуальные потребности слушателей. Предпочтение отдается аутентичным текстам, в которые вносится минимальное количество изменений, что позволяет создать у обучающихся более полное представление как о самом произведении, так и об индивидуальном стиле его создателя. Авторы статьи предлагают разработку урока по рассказу современного русского писателя С. Г. Козлова «Разрешите с вами посумерничать», которая включает текст рассказа, три типа комментариев к нему (лингвострановедческий, лингвистический, лингвостилистический), послетекстовые упражнения, план работы. Выбранный авторами рассказ отвечает критериям, предъявляемым к учебным текстам. Предлагаемые комментарии и упражнения позволят организовать эффективную работу на занятиях со студентами, владеющими русским языком на продвинутом уровне, стимулировать их мыслительную и творческую деятельность.

Ключевые слова:

русский язык как иностранный,речевая деятельность,чтение,текстовые упражнения,художественный текст,сказка,методика

Библиографический список:

  1. Козлов С. Г. «Разрешите с вами посумерничать». [Электронный ресурс]. URL: https: //www.skazka.ru/story/kozlov/razreshite-s-vami-posumernichat. (18.02.2022).
  2. Козлов С. Г. «Правда, он будет всегда?». [Электроный ресурс]. URL: http://vokrugknig.blogspot.com/2014/08/blog-post_22.html (16.02.2022).
  3. Айсакова Е. А., Никишина Ю. В., Филипская Т. А. К вопросу о работе с текстами на уроках русского языка на подготовительном факультете // Международное образование и сотрудничество: сборник научных трудов. М.: Изд-во: ООО «Техполиграфцентр», 2018. С. 4-8.
  4. Апостолиди А. А. Лингводидактическая ценность аутентичных малоформатных медиатекстов в практике преподавания РКИ // Преподавание русского языка как иностранного в вузе: опыт и перспективы: сборник научных статей. М.: Изд-во: МГИМО-Университет, 2018. 688 с.
  5. Ващекина Т. В. Художественный текст на занятиях по РКИ: анализ и комментирование // Преподавание русского языка как иностранного в вузе: опыт и перспективы: сборник статей IV Международной научно-методической конференции (Москва, 25-26 февраля 2016 г.). М.: Изд-во: МГИМО-Университет, 2016. 607 с.
  6. Вьюгина С. В. Практико-ориентированный подход при обучении русскому языку иностранных студентов // Язык в образовательном пространстве неязыкового вуза: теория и практика: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. (Новосибирск, 5 февраля 2014 г.). Новосибирск: Изд-во: Новосибирский государственный технический университет, 2019. С. 247-253.
  7. Клычникова З. И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1973. 264 с.
  8. Кулик А. Д. Этапы и уровни владения русским языком как иностранным и место начального этапа обучения // Российский научный журнал. 2013. № 2(33).
  9. Курьянова С. А. Особенности обучения русскому языку как иностранному без опоры на язык-посредник или родной язык учащихся // Педагогика и психология: сборник статей VI Международной научно-практической конференции (Москва, 18-28 июня 2018 г.). М.: Изд-во «МЦНО», 2017. С. 28-34.
  10. Мощинская Н. В. Обучение чтению как виду общения. Лингвистические и методические проблемы преподавания русского языка как неродного. М.: Наука, 1987. 124 с.
  11. Панина Е. И. Лингвокультурологический подход к изучению русской классической литературы иностранными студентами // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. № 2. С. 276-279.

Файлы:

Язык
Количество скачиваний:33185