Влияние лингвокультурной среды российских университетов на обучение иностранных студентов
Акваси А. , Афуре А. А. , Келвин Н. , Латышева С. В.
2022 / Том 12 №3 2022 [ ПЕДАГОГИКА ]
Большинство иностранных студентов не задумываются о проблемах коммуникации, когда планируют учебу в зарубежном вузе. При выборе они не осознают важность языкового и культурного контекста, в котором им придется проходить обучение, и не думают о том, какое влияние лингвокультурная среда окажет на образовательный процесс. При этом речь идет не только о языке, на котором реализуется их программа, но и о языке и культуре, которые доминируют в том регионе и учебном заведении, куда они отправляются. Необходимо учитывать специфику влияния родного языка и культуры при выборе программы обучения в зарубежном вузе, независимо от языка ее реализации. Лингвокультурные факторы являются определяющими критериями уровня удовлетворенности студентов их академической успеваемостью, а также успешностью в повседневной жизни. Выбирая российские университеты, многие молодые люди не учитывают факторы влияния родного языка на этапе выбора программы. Поэтому во время адаптации и аккультурации испытывают стресс и дискомфорт, когда все коммуникации происходят исключительно с использованием русского языкового кода. Среда российских вузов формируется в русскоязычном контексте, что является шоком для иностранных обучающихся. Данная работа направлена на изучение степени влияния лингвокультурного контекста университета на успеваемость иностранных студентов и поиск способов повышения их языковой адаптации.
Ключевые слова:
межкультурная коммуникация,адаптация,аккультурация,иностранные студенты,академическая успеваемость
Библиографический список:
- Лепшокова З. Х. Аккультурация и психологическое благополучие этнического большинства и меньшинства постсоветских стран: роль идеального и реального мультикультурализма // Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации: материалы V Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти Л. М. Дробижевой (Казань, 28-29 апреля 2022 г.). Казань: Институт истории им. Шигабутдина М. Академии наук Республики Татарстан, 2022. С. 103-106.
- Marisol Navas, María C. García, Juan Sánchez, Antonio J. Rojas, Pablo Pumares, Juan S. Fernández, Relative Acculturation Extended Model (RAEM): New contributions with regard to the study of acculturation, International Journal of Intercultural Relations, Volume 29, Issue 1, 2005, Pages 21-37, ISSN 0147-1767, https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2005.04.001.
- Ягафарова Г. А., Галиев Т. Х., Кочетов К. В., Мусеев Р. С. Теория аккультурации // Заметки ученого. 2022. № 6. С. 180-186.
- Sam D. L., Berry J. W. Acculturation: When Individuals and Groups of Different Cultural Backgrounds Meet. Perspectives on Psychological Science. 2010; 5(4): pp. 472-481. doi:10.1177/1745691610373075.
- Berry J. W. (n.d.). Stress perspectives on acculturation. In (pp. 43-57). doi:10.1017/CBO9780511489891.007.
- Wang J., & Frank D. G. (2002). Cross-Cultural Communication: Implications for Effective Information Services In Academic Libraries. portal: Libraries and the Academy 2(2), 207-216. doi:10.1353/pla.2002.0046.
- Bourhis R. Y., Moïse L. C., Perreault S. and Senécal S. (1997). Towards an Interactive Acculturation Model: A Social Psychological Approach.International Journal of Psychology, 32: 369-386. https://doi.org/10.1080/002075997400629.
- Лепшокова З. Х. Взаимная аккультурация мигрантов и принимающего населения: модели, методики, ключевые исследования и вызовы // Социальная психология и общество. 2022. Т. 13. № 2. С. 55-73. DOI 10.17759/sps.2022130205.
- Macleod A. K. and Moore R. (2000), Positive thinking revisited: positive cognitions, well-being and mental health. Clin. Psychol. Psychother., 7: 1-10. https://doi.org/10.1002/(SICI)1099-0879(200002)7:1<1::AID-CPP228>3.0.CO;2-S.
- Думнова Э. М., Муха В. Н. Лингвокультурная адаптация мигрантов в условиях образовательной миграции в Россию // Гуманитарный вектор. 2022. Т. 17. № 2. С. 131-142. DOI 10.21209/1996-7853-2022-17-2-131-142.
Файлы: