Молодежный вестник ИрГТУ (12+)
Поиск по сайту

Конверсия как способ реализации синтаксической синонимии на разных этапах изучения русского языка как иностранного

Подкорытова А. В. , Яковлева Е. А.

2022 / Том 12 №4 2022 [ ФИЛОЛОГИЯ ]

В статье рассматриваются способы подачи конверсной лексики на занятиях по русскому языку как иностранному на подготовительном факультете. Систематизация лексического и грамматического материала в методике преподавания русского языка как иностранного может достигаться путем анализа конверсивов, являющихся выразителями синтаксической синонимики в русском языке. Дается характеристика конверсных единиц, отмечается их универсальный характер, рассматриваются виды работы с ними на начальном, базовом и продвинутом этапах обучения, а также описываются основные трудности, с которыми сталкиваются иностранные студенты в рамках тем, связанных с трансформационными возможностями языка посредством конверсной лексики. Изучение, в том числе словообразовательных потенций, производящих и производных конверсных единиц на примерах базовой лексики, в рамках изучения русского языка как иностранного на всех этапах, включая научное (специализированное) направление, является сложным этапом в изучении русского языка, а также дает не только возможность получить представление о деривационном потенциале русского языка, способствует лучшему пониманию особенностей синтаксической синонимики современного русского языка, но и формирует у студентов более цельное понимание русской языковой картины мира.

Ключевые слова:

грамматические конверсивы,лексические конверсивы,русский язык как иностранный,синтаксическая синонимия

Библиографический список:

  1. Дьяченко Е. В. Обучение чтению на занятиях РКИ на подготовительном курсе на странаведческом материале // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2019. Т. 13. № 8. С. 27-28.
  2. Рихтер Г. И. Синтаксическая синонимика в современном русском литературном языке (стилистические наблюдения) // Русский язык в школе. 1937. № 3. С. 48.
  3. Подкорытова А. В. Особенности когнитивной природы лексических конверсивов // Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 1(423). С. 113-117.
  4. Бабицкий К. И. О синтаксической синонимии предложений в естественных языках // Научно-техническая информация. 1965. № 6. С. 21-25.
  5. Национальный корпус русского языка. [Электронный ресурс]. URL: Национальный корпус русского языка (ruscorpora.ru). (15.05.2022).
  6. Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику. М.: Едиториал УРСС, 2010. 544 с.
  7. Курячая О. Г. Работа с описательными глагольно-именными оборотами на занятиях по русскому языку как иностранному в военно-техническом вузе // Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (Краснодар, 16-17 июля 2020 г.). Краснодар: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А. К. Серова» Министерства обороны Российской Федерации, 2020. С. 103-114.
  8. Растарасова Е. К. Конверсивные отношения в языке // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». 2019. Т. 2. № 11. С. 157-161.
  9. Мусабекова Н. Ч. Сложности в освоении русских пассивных конструкций китайскими студентами начального этапа обучения (на материале научного стиля речи) // Web of Scholar. 2017. Т. 1. № 4(13). С. 47-50.
  10. Апресян Ю. Д. Лексическая семантика: синонимические средства языка. Москва: Наука, 1974. 367 с.

Файлы:

Язык
Количество скачиваний:142187