Социокультурная адаптация иностранных студентов в вузе (на примере разработки адаптационных мероприятий на подготовительном отделении БИ БРИКС ИРНИТУ)
Карпец Екатерина Владимировна , Петрова Наталия Александровна , Ходоров Ян Робертович
2021 / Том 11 №2 2021 [ Педагогические науки ]
Интеграция в международный образовательный процесс - важная составляющая деятельности вузов. В настоящее время университеты России нацелены на привлечение иностранных студентов, на обеспечение для них оптимальных условий обучения. Успешному включению инофонов в российское образовательное пространство способствует процесс адаптации, осуществлением которого в первую очередь занимаются подготовительные отделения университетов. В статье рассматриваются существующие виды адаптации, обосновывается важность изучения социокультурной адаптации, выявляется потребность в создании новых мероприятий для иностранных студентов ИРНИТУ. Предлагается комплекс адаптационных мероприятий в онлайн-формате для подготовительного отделения БИ БРИКС ИРНИТУ. Необходимость обращения к дистанционной форме обусловлена тем, что привычный образовательный процесс претерпел серьёзные изменения в связи с распространением коронавирусной инфекции. Несмотря на сложившуюся ситуацию, адаптация не потеряла свою востребованность, а стала ещё более актуальной для студентов, находящихся вне русской языковой среды. Предлагаемые нами мероприятия социокультурной направленности помогут наиболее эффективно осуществить процесс аккультурации иностранной аудитории в современных условиях, а также повысят общий уровень мотивации студентов.
Ключевые слова:
дистанционное обучение,социокультурный аспект,виды адаптации,адаптация иностранных студентов
Библиографический список:
- Арсеньев Д.Г., Зинковский А.В., Иванова М.А. Социально-психологические и физиологические проблемы адаптации иностранных студентов. СПб., 2003. 160 с.
- Резников Е.Н. Психологические особенности адаптации иностранных студентов в российских вузах // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2010. № 1. С. 6-12.
- Егорова А.Ю. Дидактическая адаптация студентов-иностранцев средствами современных информационных технологий // Достижения вузовской науки. 2013. № 7. С. 79-83.
- Витковская М.И., Троцук И.В. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России (на примере РУДН) // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2004. № 6-7. C. 267-283.
- Воробьев В.В. О статусе лингвокультурологии // Материалы IX Конгресса МАПРЯЛ. Доклады и сообщения российских ученых (г. Братислава, 1999 г.). М.: Междунар. ассоц. преподавателей рус. яз. и лит., 1999. С. 113-119.
- Дрожжина Д.С. Изучение адаптации иностранных студентов: дискуссия о методологии // Universitas. Журнал о жизни университетов. 2013. Т. 1. № 3. С. 33-47.
- Иванова Л.В., Агранат Ю.В. Педагогические условия формирования поликультурной личности студентов в контексте обучения иностранному языку в вузе // Фундаментальные исследования. 2013. № 1. C. 82-84.
- Казанцева А.А. Проектирование адаптивной образовательной среды - основа повышения эффективности обучения иностранных студентов в вузе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 4. С. 351-355.
- Митрофанова О.Д. Традиционное и новое в методике преподавания русского языка как иностранного // Язык и культура в филологическом вузе. Актуальные проблемы изучения и преподавания: сб. научных трудов. М.: Филоматис, 2006. С. 181-189.
- Ременцов А.Н., Казанцева А.А. Социокультурные аспекты адаптации иностранных студентов в российских вузах // Alma mater (Вестник высшей школы). 2011. № 7. С. 10-14.
Файлы: